За экстремизм и БТА-Банк
Лидер запрещенного в России движения «Русские» Александр Белов (Поткин) получил срок за «отмывание» денег, разжигание розни и создание экстремистского сообщества.
«У-у-у-х, это что тут?» — монотонно прогудел габаритный полицейский, завидев толпу телеоператоров за рамками металлоискателя Мещанского районного суда. За его широкой спиной суетилась цепочка мигрантов, узы которых были скреплены металлическими браслетами. «Да тут это… Поткин, националист, приговор». — выдал лаконичную справку молодой пристав. «А-а-а-а, понял. Ох, вот это я зашел…», — задумчиво произнес блюститель правопорядка и, не сводя взгляда с репортеров, повел своих случайных подопечных к назначенному кабинету.
Тем временем на втором этаже суда заключительного заседания по делу Александра Поткина (больше известного под псевдонимом Белов) ждали его сторонники и соратники, а также оппозиционные активисты. Некоторые из них были одеты в белые футболки с портретом обвиняемого и надписью «Свободу Белову», еще двое мужчин — в рубашки-поло цветов имперского флага. Собравшиеся сходились во мнении, что процесс против националиста сфабрикован и носит заказной характер, и именно поэтому его ждет суровое наказание. Коротая время, они гадали, какой срок заключения будет оглашен судьей.
Конвой, который отвел Белова в зал, состоял из бойцов спецназа, приставов, полицейских и огромной овчарки. Подсудимый встретил знакомые лица улыбкой. «Не могу… Ведь он же не виноват! Эти участки, эти деньги, экстремизм — все ведь придумано! Беспредел…» — тяжело вздохнула женщина в коридоре. Двери в зал закрылись, она зарыдала. Успокоить ее сумели лишь когда вход открыли для журналистов и рядовых слушателей — по трое. «Следующая тройка!», — кричал с периодичностью в полминуты низкий мужчина в черной форме с бронежилетом. «На расстрел что ли зовет?» — комментировали пробравшиеся внутрь активисты.
Облаченный в темный классический костюм с сероватой клетчатой рубашкой, обвиняемый одного за другим приветствовал из серой клетки соратников — в их рядах оказались лидер незарегистрированной Национально-демократической партии Константин Крылов и экс-руководитель запрещенного в России движения «Русские» Дмитрий Демушкин. Родственникам Александр Поткин махал рукой из-за спины, справляясь с наручниками. На предыдущих заседаниях его подбородок венчала густая борода с существенной проседью. Нынешний возврат к привычному образу активисты заметили сразу. «Хорошо хоть, что побрился. Без бороды лет на 20 моложе выглядит. А то седая такая у него была, как будто ему лет шестьдесят» — размышлял мужчина с длинными русыми волосами. «Нет, ну, он же политик. Ему надо полнеть, бороду обязательно, чтобы на Столыпина походить, без этого никуда», — в шутку ответили ему, и диалог решено было не продолжать.
Когда тесный зал, под завязку наполненный людьми, замер в ожидании судьи Альберта Тришкина, тишину нарушили приставы, вытолкав Дмитрия Демушкина из помещения за обмен жестами с Поткиным. «Вы же видели, что было: он кивнул, я кивнул, и все. Это ж явно заготовка была!» — сетовал он журналистам позже.
Альберт Тришкин отреагировал на аншлаг предупреждением: в заседании будет сделан перерыв, поэтому тот, кто чувствует, что не выдержит, может прийти позже. «Текст приговора будет озвучиваться не один час», — бросил он и принялся торопливо читать вердикт, глотая окончания слов и предложений. Время для редких пауз, чтобы набрать воздуха, он выбирал вольно, игнорируя всякие законы пунктуации. Более выразительным казалось даже беспомощное жужжание кондиционера, не справляющегося с таким внушительным количеством людей. В результате уже через полчаса, не расслышав ни единого слова, скрылись за дверью некоторые зрители и журналисты. Александр Поткин же внимательно вслушивался в решение. Отвлекся он только однажды — снять, с помощью приставов, пиджак.
Судья, между тем, спешно пересказывал позицию следствия. Согласно обвинительному заключению, националист управлял подмосковными землями, выведенными из собственности владельца казахского БТА-Банка Мухтара Аблязова, и заключал с их участием незаконные сделки. Общая сумма ущерба кредитной организации оценивается в 5 млрд рублей. К слову, сам бизнесмен сейчас находится под арестом во Франции и ожидает экстрадиции в Россию по обвинению в хищении средств банка. Защитники националиста настаивают: связь Белова и Аблязова доказывается только лишь словами засекреченного свидетеля. «При этом, конечно, не берется во внимание, что участки эти были давным-давно арестованы государством РФ и с ними ничего нельзя сделать без решения властей РФ» — пояснял в интервью «Радио Свобода» накануне приговора брат подсудимого Владимир Басманов.
Второе преступление, в котором следствие обвинило Александра Поткина, — создание в Казахстане (в кооперации с местными праворадикалами) экстремистского сообщества для свержения режима действующего главы государства Нурсултана Назарбаева. Как отмечает адвокат Белова Иван Миронов, его подопечный действительно неоднократно ездил в соседнюю республику для «консультаций» с местными оппозиционными силами. Подобные встречи, с тем же составом участников проводились и в России. «Но речи ни о каких террористических базах, свержениях, экстремистских сообществах, и близко не было», — уверяет юрист.
Фактура этого обвинения, продолжает он, во многом строится на показаниях осужденного на 7,5 лет колонии за незаконное лишение свободы и грабеж бывшего соратника Белова Георгия Боровикова. По версии защиты, он выступал на допросах под давлением правоохранителей. «Человек затравленный, запуганный, который сегодня находится на зоне, которого сегодня следственные органы используют как говорящую голову по многим делам, — считает Миронов. — Он ездит по судам, его привозят в наручниках, он говорит то, что надо сказать. Например, сказал, что Белов готовил диверсионные отряды на территории Киргизии с целью заброски их в Казахстан, чтобы те уничтожали правоохранительные органы, свергали власть и, свергнув режим Назарбаева, вернулись в Россию. А после России продолжили свой революционный вояж по другим странам».
Помимо прочего в России Александру Поткину вменялось разжигание межнациональной розни в одном роликов проекта «Срок». Адвокат же настаивает, что словесные формулировки на злополучном видео закон не нарушают.
Через полтора часа чтения духоты не выдержал сам судья, объявив десятиминутный перерыв, чтобы проветрить зал.
Паузой репортеры федеральных телеканалов воспользовались для записи комментария Ивана Миронова в связи решением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который постановил выплатить экс-лидеру «Русских» компенсацию за незаконный арест. «Да плевать все хотели на решение ЕСПЧ!» — горячился адвокат.
«Вместе с Сашей Беловым они намерены добить русское движение как таковое. Но у них это не получится, потому что, скажем так, русский народ довольно живуч. Это образцово-показательная расправа», — высказал мнение корреспонденту «Росбалта» Константин Крылов. Он считает дело против Поткина «чисто политическим».
После перерыва у самого подсудимого появился шанс озвучить свою позицию перед прессой. Он также заявил о политической подоплеке дела и обвинил следствие в фальсификации доказательств, после чего неожиданно сменил тему разговора: «Но все это, собственно говоря, не важно, потому что правосудия нет в России». А затем заявил, что «Россия должна стать свободной» и призвал голосовать за политическую партию, в июле исключившую его из своего федерального списка.
Спустя несколько минут судья Альберт Тришкин озвучил приговор: «По совокупности преступлений путем частичного сложения окончательно назначить Поткину наказание в виде лишения свободы сроком на семь лет и шесть месяцев со штрафом в размере 300 тыс. рублей и лишением права заниматься деятельностью, связанной с руководством и участием в работе общественных организаций на срок шесть лет». Кроме того, в течение двух лет после отбытия наказания националисту будет запрещено выезжать из Москвы, менять место жительства без согласования с органами ФСИН и посещать массовые митинги и манифестации. Гражданский иск БТА-Банка на 4 млрд 906 млн рублей суд также признал законным.
«Попрошу покинуть зал судебного заседания», — резюмировал судья. Александра Белова препроводили на первый этаж под аплодисменты сторонников, скандирующих его фамилию. Полицейская овчарка, спокойная на протяжении всего заседания, взорвалась грозным лаем.
Иван Миронов заявил о намерении обжаловать приговор. В вышестоящей инстанции он будет настаивать на противоречиях в показаниях ключевых свидетелей. «Девяносто процентов всего, что зачитал судья в приговоре — хотя, я думаю, мало кто слышал и мало кто понял, о чем вообще шла речь, потому что, когда решается человеческая судьба, вот так глотать слова недопустимо, — это было то, что следствие принесло судье, — высказал мнение юрист. — А следствие у нас было такое, что следователь, который вел это дело, писал угрозы (Поткину), потом был отстранен. Этот человек формировал всю доказательную базу — как раз тот материал, который был судьей озвучен», — заключил защитник.
Книги
Ивана Миронова
Все книги
Следите за публикациями
Подпишитесь на рассылку, и мы будем делиться советами экспертов компании. В рассылке мы публикуем статьи и советы наших адвокатов.