В эфире программы "Дежурный по редакции" на телеканале "Царьград" общественники и адвокаты обсудили шокирующую историю - мать десятерых детей 61-летняя Наталья Ильина, подозреваемая по делу о мошенничестве в сфере недвижимости, имея серьёзные заболевания, была брошена нижегородским судьей, прокурором и следователем умирать в муках. Эксперты попытались объяснить, почему тяжелобольная, умирающая и ещё не осуждённая женщина, оказавшаяся в руках правосудия, должна была проходить через унижения, почему её в бессознательном состоянии доставили в суд на матрасе, а безразличные судьи и прокуроры при этом продолжали процесс как ни в чем ни бывало.

Наталья Ильина умерла, так не дождавшись медицинской помощи и приговора. И таких историй очень много. 

Журналист, член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Ева Меркачева прокомментировала ситуацию.

"А у судей есть глаза? Я вспомнила историю с инвалидом Мамаевым, которому дали 6 лет. Он лежал в палате реанимации "Матросской тишины". У меня вопрос был, а прокурор, а судья вообще смотрели на него? Здесь на самом деле достаточно разумных доводов. Не всегда нужна сама бумажка, тем более достать её не так уж просто. Когда человека арестовывают, мало у кого в кармане лежит медицинский документ, что у нас какая-либо болезнь. В суд вообще не доставляют весь пакет документов, поэтому все эти пусть даже больные люди априори будущие заключённые. Судья и прокурор должны руководствоваться другими вещами, они должны больше верить тем людям, которые им сами говорят о своей болезни", - говорит Меркачева в эфире программы "Дежурный по редакции".

По её словам, людям нужно доверять и запрашивать документы. Она отметила, что в век технологий у суда не должно возникать проблем запросить справку о здоровье подсудимого, который жалуется на плохое самочувствие. 

"Если у нас повестку в суд присылают по вотсапу, таких случаев миллион, и следователь повестки на допросы посылает по вотсапу, то почему нельзя тогда у врачей запросить документ или историю болезни? Когда им нужно, они используют все эти технологии, а когда не нужно, они говорят, решайте сами, а человек по факту остаётся в СИЗО, и остаётся там навсегда", - прокомментировала Меркачева. 

Она считает, что сейчас система направлена на то, чтобы держать всех в страхе, чтобы каждый "боялся попасть под жернова".

"Все мы живем в некоем страхе, боимся, что если подойдёт полицейский и что-то предъявит - это конец, и вот на этом строится всё остальное - и получение признания в том, чего он не совершал. И происходит вымогание и так далее. Вся эта система порочная и потому, что многие оборотни или чиновники, по своей сути, которые рассуждают, как бюрократы. Полицейскому важно показать, что он борется с преступностью и показать имитацию бурной деятельности. Полицейским нужно отчитываться, показывать свою эффективность", - подчеркнула эксперт. 

Подробности истории Натальи Ильиной рассказала её адвокат Александра Смирнова. 

"Учитывая её состояние на тот период времени, можно было избрать другую меру пресечения, не связанную с пребыванием в СИЗО, если надлежащим образом подходить к своим обязанностям и тем самым продлить ей жизнь. А по факту ей был вынесен смертный приговор без судебного решения. От человека планомерно, целенаправленно избавлялись", - говорит адвокат. 

По её словам, конвой, который контролировал процесс, когда Ильина попросила воды, категорично возражал. Так же как и против похода в туалет. 

"Ситуация не изменилась, пока я не привлекла прокурора, который сидел играл в телефоне. Когда ей сделали укол, она не узнала даже свою 18-летнюю дочь. Когда судья задавал ей вопрос и она не отвечала, суд комментровал, что Ильина отказывается от дачи показаний", - рассказывает Смирнова. 

По мнению адвоката Ивана Миронова, такие ситуации происходят, потому что судьи в России не являются независимыми. 

"То, что не отпускают, согласно 54-му постановлению правительства, тяжелобольных подсудимых и заключённых - это придаток следственной системы. Они боятся выносить решение в пользу осуждённого - это некий форс-мажор. Они боятся такой неопределённости", - поясняет Миронов. 

Система оказания медпомощи тяжелобольным заключённым в последние годы вызывала, наверное, наибольшее число нареканий к ФСИН России. Заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Валерий Максименко в разговоре с Царьградом прокомментировал ситуацию: 

"Мы-то стараемся всё сделать быстро и направляем материалы в суд. ФСИН не имеет права освободить человека, неважно, смертельно ли он болен, ФСИН имеет право попросить. А перед этим собрать все необходимые документы и отправить их в суд. Что мы стараемся делать незамедлительно для данной категории лиц. Но у судов дел очень много. Суды завалены разного рода делами. И, конечно, случались такого рода случаи, каждый год такое происходит. Суд уже даже выносит решение об освобождении, документы идут, а человек, которого надо освободить, умирает. За прошлый год таких случаев было 132". 

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова предложила два года назад обязать суд освобождать тяжелобольных заключённых. Во ФСИН предложили сделать приоритетными дела об освобождении тяжелобольных заключённых. Но есть одно "но". Иные обстоятельства, которые мешают судам. Вот что по этому поводу сказал член общественного совета при Минюсте России адвокат Рубен Маркарьян:

"Поскольку в указанном пункте постановления пленума Верховного суда России не раскрывается понятие "Иные обстоятельства". И судами при рассмотрении вопросов, связанных с освобождением осуждённых, отбывающих наказание, ввиду наличия тяжёлой болезни, учитываются обычные обстоятельства, такие как характеристика на осуждённых, представленная администрацией учреждения, исполняющего наказание, отсутствие у осуждённого места жительства и социальных связей. То есть тяжёлое заболевание, даже само по себе, не обязательное условие для освобождения. Наверное, здесь есть логика, если жестокий маньяк-убийца, людоед, применяющий насилие, в том числе и в колонии. И вдруг окажется болен раком 4-й стадии и ему останется жить два месяца. Но кто поручится, что в эти два месяца он не порежет ещё сотни человек". 

Источник.


Требуется юридическая помощь? Звоните! МКА «Миронов, Кудрявцев и партнёры» осуществляет защиту прав граждан по уголовным и гражданским делам. В нашей Коллегии трудится команда высококвалифицированных адвокатов и юристов, специализирующихся в разных отраслях права. Свяжитесь с нами по телефону и мы поможем Вам: +7 495 643-000-6