Миронов Иван Борисович
Автор статьи Миронов Иван Борисович Председатель коллегии

Мы начинаем интереснейший процесс во Фрунзенском суде города Владимира. На скамье подсудимых Алексей Мельников - собственник Завода «Автоприбор», одного из крупнейших по производству автокомлектующих в России.

Дело Мельникова, к сожалению, типичное для всей России. Речь идет о захвате и разорении крупнейших производственных предприятий банками. Жертвами банковского рейдерства становятся многотысячные рабочие коллективы, которые выкидываются на улицу, и собственники предприятий, которые за свою принципиальность оказываются в СИЗО, а затем на скамье подсудимых.

Для начала пару слов, как работает схема залогового рейдерства, целью которого являются не слабые предприятия, еле сводящие концы с концами, а, наоборот, находящие на экономическом подъеме.

Итак, Вы собственник завода, у которого на несколько лет вперед заключены контракты на поставки продукции и спрос продолжает только расти. Существующие мощности завода не способны справиться со всем объемом заказов, поэтому встает вопрос о модернизации и расширении производства, на которые, как и на оборотные средства, нужны новые кредиты. Где их взять, как ни у крупнейших банков с государственным капиталом, получивших колоссальные субсидии на поддержку отечественного производителя. И Вы даже смиряетесь с двадцатью процентами, для реального сектора экономики – процент грабительский, поскольку уверены, что гарантированная прибыль, обеспеченная многолетними контрактами и стремительно растущим спросом, с лихвой покроет жадность банкиров. Дальше Банк, внимательно изучив положение предприятия, открывает кредитную линию, но взамен требует в залог все акции и активы предприятия по оценке в два раза ниже рыночной, плюс поручительства всех аффилированных юрлиц, а также Ваше личное поручительство.

Таким образом, Вы и ваш сверхуспешный бизнес оказываются в долговой кабале у банка. Но, это же все временно, наивно полагаете Вы, сейчас пойдут деньги, заработают новые линии, потечет прибыль. Однако ни тут то было.

Банк, оформив на себя все залоги, взяв под контроль все счета предприятия и, что ни мало важно, сделав невозможным получение инвестиций у других кредиторов, перечислять деньги на Завод не спешит. Собственник пишет обращения к руководству Банка, потребители продукции пишут обращения к руководству Банка, губернатор пишет обращения к руководству Банка, поскольку речь идет о крупнейшем налогоплательщике, остановка которого чревата потерей дохода бюджета и социальным взрывом, ведь несколько тысяч жителей области могут враз оказаться без работы. Но Банк молчит, выжидая, пока процветающее предприятие окажется на грани банкротства. В это время собственника окучивают менеджеры банка, предлагая за откаты пустить деньги на завод. Спустя полгода на обескровленное предприятие деньги все-таки поступают, но тут же идут на покрытие убытков за простой производственных линий, всевозможных штрафов перед контрагентами и самим Банком.

Далее появляются «уполномоченные лица», которые от имени Банка популярно объясняют незадачливым промышленникам, что если они не отдадут им большую часть активов, то их ждет банкротство и уголовные дела. Но Вы, справедливо полагая, что перед вами рейдеры или мошенники, решаете воевать за свою собственность и правду до конца. А дальше на предприятие высаживается десант Следственного комитета, Вас заковывают в наручники и отравляют в СИЗО, где медленно и изощренно маринуют. Спросите за что?

Например, за то, что Вы, уже после заключения кредитного соглашения с Банком, привлекли дополнительные инвестиции у своих партнеров под минимальный процент и имели неосторожность полностью или даже частично погасить эти обязательства.

Представьте такую ситуацию, Вы даете Пете долговую расписку на сто рублей, но он пока вам передал только двадцать. В это время вы берете в долг уже у Васи пятьдесят рублей и спустя некоторое время возвращаете ему в счет долга шариковую ручку, рыночной стоимостью тридцать. Так вот, если Вы руководитель предприятия, то изощренный мозг следователя обнаружит здесь вывод активов в ущерб основному кредитору.

Проблема в том, что собственник, привыкший действовать добросовестно по отношению к партнерам, коллективу и государству в рамках обычаев делового оборота, не догадывается о такой скверной казуистике, которая грозит ему небом в клеточку. С этим понятно, скажете Вы, но в чем заключается рейдерство, если все претензии регулируются в рамка банкротства и «потерпевшим» являются крупнейшие банки, у которых в акционерах числится Росимущество? Кстати, последнее обстоятельство придает следователю яростное вдохновение утверждать, что потерпевшей стороной в этой связи является аж целая Российская Федерация. Но, немного терпения и будет шляпа, и будет кролик.

Итак, чтобы вконец не потерять нить повествования, подведем краткий итог, а затем продолжим. Банк, получив в залог имущество, стоимость которого в несколько раз превышает объем кредитной линии, намеренными просрочками перечисления средств доводит успешное предприятия до предбанкротного состояния и отправляет собственника на нары. А теперь внимание! Банк переуступает свои долговые обязательства, обеспеченные залоговым имуществом, частной компании за долю процента от суммы требования с рассрочкой более года. То есть менеджеры банка фактически дарят долг в сотни миллионов своим друзьям, при этом по уголовному делу они проходят как потерпевшие, требуя расправы над собственником предприятия и взыскание с него полного объема «ущерба».

Итогом совместных ухищрений банковских рейдеров и нанятых следователей становятся – разоренное предприятие, собственник, у которого забрали все вместе со свободой, «дырка» для акционеров банка и безвозмездный переход контроля над всеми заложенными активами в нужные руки.Словно саранча банковские менеджеры громят и «отжимают» заводы, в том числе и градообразующие, по городам и весям страны. Залоговый кредит становится наживкой, нанизанной на неминуемое банкротство, уголовное преследование и захват активов. Шаг за шагом мы с вами пройдем судебный путь по маршруту заказного дела против собственника Завода «Автоприбор» Алексея Мельникова, разделившего горькую судьбу многих отечественных производителей. Против нас помимо следствия и прокуратуры выступят целых пять штатных юристов ВТБ. Мы будем добиваться не только справедливости, но и попытаемся остановить каток захватов заводов. Параллельно мы будем освещать аналогичные случаи незаконного уголовного преследования предпринимателей. Говорить о том, в каких случаях хозяйственная деятельность, направленная на защиту активов, может привести на скамью подсудимых и как не стать жертвой банковских рейдеров.

Требуется юридическая помощь? Звоните! МКА «Миронов, Кудрявцев и партнёры» осуществляет защиту прав граждан по уголовным и гражданским делам. В нашей Коллегии трудится команда высококвалифицированных адвокатов и юристов, специализирующихся в разных отраслях права. Свяжитесь с нами по телефону и мы поможем Вам: +7 495 643-000-6

Похожие публикации